Гражданское сопротивление
«Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо как пособие для начинающих партизан.
Главная новинка прошлой кинонедели «Тихоокеанский рубеж» проходит у прокатчиков в категории «летних блокбастеров», которые в киношный несезон традиционно собирают в залах миллионы любителей попкорна и экшна. Обычно это набитые спецэффектами комиксоподобные мегашоу, в которых разного рода супергерои спасают мир на земле, в воде и на воздухе.
Создатели «Рубежа» не стали далеко ходить за сюжетом и явили миру зрелищную солянку из «Трансформеров», «Монстро», «Морского боя» и «Броска кобры». На экране в течение двух с лишним часов горстка рейнджеров бьется с всплывающими со дна Тихого океана боевыми динозаврами «кайдзю», способными на раз уничтожить пару мегаполисов. Единственное действенное средство против разбушевавшихся тварей – гигантские роботы «егеря», управляемые мыслью двух пилотов с синхронизированными между собой мозгами. Когда становится ясно, что всех не переубиваешь, последние герои отправляются в невыполнимую миссию, чтобы уничтожить проход между мирами, из которого друг за другом прут проклятые монстры. И ценой больших потерь побеждают, конечно.
Российская критика весьма безжалостно обошлась с новой картиной Дель Торо («Лабиринт Фавна», «Хеллбой»), отправив ее в разряд кино для пионерлагеря («КоммерсантЪ”, Lenta) и не усмотрев в ней «ни единой интересной мысли» (Газета.ру). Но, как писал поэт, «лицом к лицу лица не увидать». Профессиональная привычка видеть в блокбастере блокбастер подвела столичных киногуру, не разглядевших на гигантском экране просмотрового зала очевидную вещь.
Ту, что отличает Дель Торо от Бэя и Эммериха и даже от Дж.Дж.Абрамса. Дель Торо – прежде всего поэт, через сердце которого (по Гете) проходит трещина мира, и художник, который (по Орлову) – первым чувствует неладное и кричит об этом. Потому «Тихоокеанский рубеж» – это не классное зрелище для детсадовцев, это одно из самых громких, и уж точно самых ярких заявлений о том, что наш мир катиться к чертям и никто не знает, что с этим делать. А Дель Торо, кажется, знает. И дает инструкцию всем остальным.
Итак, по пунктам.
1. Мир столкнулся с очевидной, но необъяснимой угрозой, которая чем дальше тем сильнее. Кайдзю в данном случае метафора всего плохого сразу – экономического кризиса, европейского сепаратизма, арабской весны, иранского атома.
2. Современный миропорядок, сложившийся после Второй мировой по принципу «государство – союз государств – система сдержек и противовесов» не способен справиться с угрозой. Поскольку государство не может защищаться в одиночку, а объединение правительств (в большинстве блокбастеров обеспечивающее достаточную силу для борьбы со злом) не может даже правильно оценить ситуацию и распорядиться ресурсами для подавления угрозы. Вместо того, чтобы решать проблему и вкладываться в развитие «егерей», которые худо-бедно бьют монстров, ООН пытается отгородиться от нее самым идиотским образом: строит стену, отделяющую континенты от океанов. Притом, что кайдзю эволюционируют и проходят через железобетон, как сквозь масло.
3. Потеряв всякую надежду на государство и плюнув на него, гражданское сообщество в лице отряда рейнджеров-егерей принимает удар на себя. При этом демарш военных у Дель Торо выглядит не изменой родине, а единственной возможностью конструктивного действия. «Мы больше не армия. Мы сопротивление, – провозглашает командир Пентекост. – Мы отменим апокалипсис! ».
4. Лишившись поддержки государства и армии, Пентекост (актер Идрис Эльба, капитан из «Прометея») активирует горизонтальные связи – самолично облетает планету в поисках бойцов, создает интернациональную команду («Русские могут достать все, что угодно! »), сотрудничает с криминалитетом, инициирует научные исследования. Ну и естественно ценой жизней своих солдат-единомышленников сражается с кайдзю.
5. Но не русские роботы-танки и не пронырливые жулики спасают мир. Его спасает наука. Причем наука нынче – это не старец Кью с его высокотехнологичными суперпримочками, а татуированный хипстер-биолог, умеющий в полевых условиях собрать из мусора мозговой синхронизатор, и дерганный профессор-математик, вместе способные сделать больше, чем все правительства мира.
Именно эти двое в решающий момент обеспечивают победу над кайдзю, пояснив, как правильно кинуть бомбу.
В реальном мире, конечно, со всеми угрозами одной бомбой не справишься. Но если перевести инструкцию Дель Торо с киноязыка на русский, то едва ли не дословно получится рецепт гражданского действия, который дал поэт Игорь Интеньев в последнем номере журнала Gorod.
– Чтобы как-то сохраниться, общество должно развиваться внутри себя, создавая горизонтальные связи, не обращая много внимания на тех, кто стоит наверху. Нужно сохранять максимальную трезвость разума, не принимая на веру то, что тебе дуют в уши сверху, и сообразовываться с собственными понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Нужно проявлять гражданскую активность, которая проявляется во всем мире.
Александр Старков
Похожие материалы
- Кино недели. Выпуск 35
- Кино недели. Выпуск 49
- Кино недели. Выпуск 47
- Кино недели. Выпуск 62
- Кино недели. Выпуск 25
Поделитесь статьей с друзьями:
Фестиваль Человека: 7 недель – 7 тем
Сегодня стартует «Первый ижевский фестиваль Человека». Городской форум, посвященный развитию человека, будет идти 44 дня на 30 площадках.
"Кама Любви" проявилась в реальном мире
Стали известны дата и место проведения пятого регионального фестиваля практик: он пройдет с 11 по 13 июля на базе "Крутые горки". Все подробности о будущем событии можно будет узнать в выходные на стенде "Камы" на Фестивале Человека.
Космическое пространство образовалось в ГРИФОНе
В ГРИФОНе открылась выставка ижевского художника Андрея Рогова. Работы, выполненные в стиле Spray Paint Art, с изображением различных ландшафтов и космических планет будут висеть в Арт-центре до 16 декабря.
Тему с журфаком УдГУ закрыли
Вчера, в УдГУ прошла встреча актива факультета журналистики c ректором вуза. По словам декана журфака Владимира Байметова, все стороны пришли к заключению о том, что УдГУ всегда готовил журналистов и будет готовить их и впредь. Таким образом все слухи, касающиеся расформирования факультета пока аннулированы.
Символом Нового года станет бабушка
Символом Нового года и центральным персонажем новогоднего фестиваля "Вместе теплее!" станет бабушка. В Сети опубликовали какая именно.